В красивейших местах у подножия хребта Таганай в посёлке Магнитка Кусинского района Челябинской области расположено предприятие «Уралстройщебень».
Уральские горы, стирая границы, вольно раскинулись до Северного Ледовитого океана. Большой Таганай — главный в семье горных хребтов. Он простирается на 20 километров. С высоты более тысячи метров гора Круглица взирает на Двуглавую сопку и Откликной гребень, входящих в южный кряж. Разделяет пики горная долина.
Удивляет Урал и каменными реками. Курумники — сплошные нагромождения крупных глыб — покрывают склоны многих вершин. Самая крупная каменистая россыпь протяженностью около шести километров и шириной 100 — 200 метров залегла между Двуглавой сопкой и Средним Таганаем.
Но не только головокружительные красоты влекли сюда людей. Урал манил исследователей своими богатствами. Здесь, в отрогах Уральского хребта и долины Малой Тесьмы, залежи железной руды, слюды, бурого железняка и благородных минералов. На Таганае побывали крупные отечественные и зарубежные ученые. Среди них П.С. Паллас, И.И. Лепехин, И.П. Фальк, А.Я. Купфер, А. Гумбольдт, Э.К. Гофман, Г.П. Гельмерсен, П.П. Аносов, Р.И. Мурчисон, Н.И. Кошкаров, А.А. Кейзерлинг, И.В. Мушкетов, А.П. Карпинский, Ф.Н. Чернышев. Сюда направляли экспедиции для изучения и сбора минералогических коллекций для Академии наук России.
В трех километрах от Магнитки находится настоящий минералогический кабинет, созданный самой природой. Знаменитая Ахматовская копь названа в честь управляющего Кусинским заводом Ефима Ахматова. Копь была открыта в 1811 году. Среди минералов, которые нашли здесь ученые, перовскит, магнитный железняк, горный хрусталь, диопсид, гранат, циркон, везувиан, эпидот обыкновенный, сфен, багратионит, хондродит, хлорит, везувиан, апатит и другие. В минералогических музеях России хранятся более 800 образцов различных минералов из Ахматовской копи. Она относится к памятникам природы и охраняется государством.
В геологическом плане хребет Большой Таганай состоит из слюдяных сланцев с гранатом, ставролитом и кианитом. Среди сланцев залегают прослойки кварцитов, которые образуют живописные скалы. С кварцитами связан авантюрин — красивый ценный поделочный камень.
На Таганае открыто более 20 разновидностей авантюрина — красного, оранжевого, желтого, белого цветов. Они сосредоточены в двух крупнейших в мире месторождениях — на Откликном гребне (Таганайское месторождение) и Каменной реке (Тесьминское месторождение). Отполированный таганайский авантюрин по красоте превосходит испанский.
В окрестностях посёлка есть ещё одна достопримечательность — Магнитские провалы, которые возникли после взрыва на шахтах отработанного титаномагнетитового рудника. В последние годы они становятся местом притяжения туристов-экстремалов.
Залежи магнитных железняков в отрогах Назьменского хребта — самого западного в системе хребтов Таганая — были известны еще в начале 19 века, но по причине тугоплавкости руд, не использовались. К изучению залежей вернулись в 1928 году. В результате исследований геологов Института прикладной минералогии СССР здесь было обнаружено месторождение титаномагнетитовых руд. Разработка месторождения началась в 1930 году. Тогда было образовано Златоустовское рудоуправление, а в 1932 году возник шахтерский поселок Магнитка. В 1935 году построена железная дорога. Станция Ай-Магнитка соединила «Златоустовское рудоуправление» с Южно-Уральской железной дорогой.
В 60-х годах прошлого века добыча титаномагнетита стала постепенно снижаться. В 1973 году была закрыта последняя шахта. Златоустовское рудоуправление переключилось на разработку месторождения железняков «Радостное».
Уральские горы таят в себе еще много нераскрытых тайн, богатств и загадок. Сюда едут со всех уголков нашей страны, чтобы полюбоваться изумительными видами горных пейзажей, познакомиться с уникальным растительным и животным миром, испытать свои силы в подъемах на горные вершины Таганая.
В рамках развития предприятий группы компаний «СМП», где дорожное строительство всегда оставалось приоритетным направлением, возникла острая необходимость в качественном строительном материале. В связи с этим основателем компании Фоатом Комаровым было принято решение приобрести карьер и на его базе наладить производство фракционного щебня. Подходящий вариант был найден в 2002 году. Тогда ОАО «СМП — Нефтегаз» на открытых торгах приобрело 100 % пакет акций дочернего предприятия Златоустовского рудоуправления – ЗАО «Уралстройщебень», расположенного в посёлке Магнитка Челябинской области.
22 апреля 2002 года ЗАО «Уралстройщебень» становится дочерним предприятием ОАО «СМП — Нефтегаз». Его первым директором был назначен Сергей Дедух.
Основными видами деятельности компании стали добыча полезных ископаемых и их промышленная переработка.
Верно выбранная стратегия позволила предприятию выйти на новый уровень развития. В немалой степени этому способствовали деловые и личностные качества нового руководителя.
В нулевые Сергей Дедух, бывший офицер-пограничник, основал с единомышленниками общественный фонд ветеранов пограничной службы Самарской области. Чтобы поддержать деятельность фонда, они занялись коммерцией – поставками строительных материалов. В числе постоянных поставщиков было и «Златоустовское рудоуправление», которое в процессе реорганизации разделилось на два предприятия: ЗАО «Уралстройщебень» и ЗАО «Урал — Агломерат». В «Уралстройщебень» перешли более 600 сотрудников.
В конце 2000 года рудоуправление оказалось на грани кризиса, и руководитель обратился к Сергею Дедуху за поддержкой. Нужно было срочно найти инвестора. Так сошлись взаимные интересы двух предприятий — ОАО «СМП — Нефтегаз», нуждающегося в стабильных поставках щебня, и «Златоустовского рудоуправления», производящего необходимый материал.
Начало работы было очень трудным. В связи с тем, что изначально предприятие составляло одну технологическую цепочку, двум организациям приходилось делить коммуникации между собой. Добавляли сложностей долги, накопленные за предыдущий период «Златоустовским рудоуправлением». Многие проблемы приходилось решать на уровне правительства Челябинской области.
Занимались сразу несколькими вопросами: организовывали бесперебойную работу дробильно-сортировочной фабрики, оптимизировали производственный цикл. Большое внимание уделялось развитию сбыта продукции, расширению связей, участию в выставках.
Ахтенский карьер. Продолжая традиции предков
Карьер находится в 20-ти километрах северо-восточнее города Куса, в 8-ми километрах севернее рабочего поселка Магнитка.
В географическом отношении район месторождения имеет типичный горный ландшафт Среднего Урала. Залежи расположены в северном водоразделе двух крупных рек Уфа и Ай, на западных отрогах Южного Урала. В 200 м от восточного борта карьера Ахта протекает река Куса, правый приток реки Ай.
Площадь месторождения составляет 250 га, или 2,5 млн кв. м.
Начало эксплуатации старейшего Ахтенского месторождения железных руд было положено в XIX веке. Добыча велась открытым способом, поэтому рудокопные работы проходили только в летнее время. От растаявшего снега ямы осушали насосами или просто вычерпывали воду ведрами. Бурые железняки на Кусинский чугуно-делательный завод перевозили за 23 версты на конных подводах.
В советское время добыча железной руды на Ахтенском карьере продолжалась. После отработки бурых железняков по техническому проекту 1977 года, разработанному институтом «Уралгипроруда» (г. Свердловск), на Ахте началась добыча сидеритов.
Новое время — новые задачи
В 2001 году в состав ЗАО «Уралстройщебень» вошли горный, автотранспортный, железнодорожный цеха, дробильно-сортировочная фабрика, вспомогательные службы и участки обслуживания. Таким образом на предприятии функционировал полный цикл производства, контроля и доставки продукции.
Карьер Ахта соединен железной дорогой со станцией Титан в поселке Магнитка. Отсюда протянута железнодорожная ветка «Титан-Ай», связанная с грузовой станцией Аносово Южно-Уральской железной дороги. Общая протяженность железнодорожных путей от карьера Ахта до выхода на Южно-Уральскую железную дорогу, обслуживаемых сегодня ООО «Уралстройщебень», составляет более 50 км.
Карьер Ахта, кроме железнодорожного, также имеет автомобильное сообщение с поселком Магнитка.
Ставка на добычу щебня
Производство фракционного щебня из попутно добываемых скальных пород вскрыши в незначительных объемах возникло в 1986 году. А планомерная добыча строительного камня началась в 2002 году, после получения ЗАО «Уралстройщебень» лицензии на право пользования недрами и внесения им дополнения в лицензию — добычу строительного камня из вмещающих пород карьера и отвалов. ЗАО «Уралстройщебень» был предоставлен горный отвод площадью 225, 9 га.
Пришлось выполнить значительный, и по времени, и по финансовым затратам, объем работ по постановке запасов строительного камня на государственный баланс. В это время предприятие возглавлял Анатолий Григорьев.
В период его руководства были построены комплексы по отделению пустой породы от щебня на карьере Ахта и дробильно-сортировочной фабрике. Объёмы добычи строительного камня увеличились в полтора раза по сравнению с 2002 г.
По проекту на проведение работ по оценке запасов строительного камня Ахтенского железорудного месторождения территориальной комиссией на начало 2005 года были утверждены резервы в размере 10,5 млн кубометров. Это свыше 28 млн тонн. Программа 2006 года, рассчитанная на 13 лет, предусмотрела ежегодный объем добычи камня на уровне 1,7 млн тонн.
В 2004 — 2006 гг. под руководством Бориса Шлыкова, опытного специалиста-горняка, не один год проработавшего в компании, вырос уровень производства и сбыта фракционного щебня.
ЗАО «Уралстройщебень» начало наращивать объемы добычи строительного камня и переработки минерального сырья. Производство качественного фракционного щебня значительно возросло в 2006 году после приобретения, монтажа и испытания мобильных, на гусеничном ходу, дробильно-сортировочных комплексов «Локотрак» и «Бармак».
Фракционный щебень, произведенный из скальных высокопрочных гранитных пород и соответствующий государственным стандартам, пользовался спросом при строительстве железных и автомобильных дорог. Также был востребован и бутовый камень (фракция 0 – 300 мм), для производства которого на промышленной площадке Ахтенского карьера был сооружен рассеивающий комплекс для отделения природной мелочи от скальных пород.
По всем видам выпускаемой продукции были получены сертификаты качества и соответствия ГОСТам, гигиенические сертификаты.
Добыча строительного камня, его переработка, и производство фракционного щебня наибольшего объема достигли в 2006 году и составили почти полтора миллиона тонн в год.
В 2006 — 2007 гг. генеральным директором «Уралстройщебня» стал 33 — летний Владислав Кравченко. Молодой руководитель уделял особое внимание производственной и трудовой дисциплине. Предприятие работало стабильно. Показатели добычи и дробления строительного камня были высокими.
Продолжила курс развития предприятия Айсулу Маслова, горный инженер-маркшейдер.
Из горняков — в железнодорожники
С 2008 по 2015 года «Уралстройщебнем» руководил Ильнар Мухаррамов.
В это непростое для экономики время специалисты предприятия нашли новые возможности для поддержания рабочего ритма и сделали ставку на оказание железнодорожных услуг.
ООО «Уралстройщебень» постоянно наращивает объёмы оказания услуг по железнодорожным перевозкам. Об этом говорят достижения последних лет, как в области культуры производства, так и в общественной жизни предприятия.
В числе клиентов, пользующихся услугами ООО «Уралстройщебень» по оказанию железнодорожных и автомобильных перевозок, такие крупные предприятия как АО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ООО ПК «Проминдустрия», ЗАО «Барит — Газ», ООО «КС Инжиниринг» и другие.
Также ООО «Уралстройщебень» оказывает большой объем услуг по погрузке-разгрузке транспорта, формированию железнодорожных составов и другие виды работ. Ежегодно силами предприятия проводятся капитальные ремонты железнодорожных путей, мостов, переездов, переходов, стрелочных постов и переводов. Для выполнения данных работ имеется вся необходимая горная, погрузочная, транспортная и вспомогательная техника. Организация обеспечена проектно-сметной и нормативно-технической документацией, а также квалифицированными кадрами.
На благо людей
ООО «Уралстройщебень» вносит свой вклад в социально-экономическое развитие поселка Магнитка и Кусинского района, занимается благотворительной работой. Так, например, предприятие приобрело здание бывшего обувного магазина и передало его Русской Православной церкви. В этом здании сейчас располагается храм святителя Николая Чудотворца.
Была оказана помощь Национальному парку «Таганай» в благоустройстве эколого-туристического объекта «Черная скала». Этот объект стал излюбленным местом посещения туристов со всей страны и из-за рубежа.
Экологическая тропа, которая ведёт к смотровым площадкам, откуда видны красоты Таганая, удобна и красива. Благодаря отсыпке щебнем путешествие по дорожке доступно для всех возрастов.
Подобные благотворительные проекты, реализуемые ООО «Уралстройщебень», входящего в группу компаний «СМП», создают положительный имидж предприятия и ценятся как населением, так и руководством Магнитского городского поселения и Кусинского муниципального района.